Экологическое развитие
В наше время сложно переоценить важность и необходимость экологического воспитания. Для каждого ребенка, начиная с самого юного возраста, важно общение с природой. Экологическое воспитание помогает развивать в малыше наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Начинаем мы это воспитание с самого раннего возраста – с детского сада. Воспитываем в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый выход на улицу для ребенка оборачивается увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать! Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы.
Мы осуществляем эту задачу через создание развивающей среды экологического направления, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними. Одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды в нашем детском саду является экологическая тропа – специально разработанный и оборудованный маршрут в природу. Наша экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Экологическое развитие строится по схеме:
- природа – человеку (материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);
- человек – природе (положительная и отрицательная деятельность человека в природе)
- правила охраны природы; личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.
Экологическая тропа в нашем детском саду функционирует уже более 9 лет, работа на ней проводится как летом, так и зимой. В связи с этим разработаны различные маршруты, для зимнего периода и для летнего. Утром дети получают письмо от «хозяина» тропы – Зайки-всезнайки с маршрутом экологической тропы и объектом, к которому они сегодня следуют. В группе проводится предварительная работа (беседа, рассматривание и т.д), затем дети отправляются по маршруту.
Постоянно на нашей экологической тропе происходят некоторые изменения: добавляются станции, мероприятия, оборудование постепенно меняется на стационарное, разрабатывается дидактический материал, методические разработки для воспитателей (с учётом времени года, возраста и развития детей) и т.д В этом году для каждой станции взрослыми и детьми придуманы герои-помощники Зайки-всезнайки, которые предлагают детям задания: отыскать растение по описанию или по загадке, угадать, где находится какой-то объект и исследовать его, сочинить сказку, нарисовать "портрет" животного, слепить «друзей» для Миши и за выполнение благодарят их угощением, сувениром или атрибутом для новой игры. Все творческие идеи и находки педагогов находят своё место и применение в оформлении и обогащении экологической тропы.
Учитывая особенности возраста, специфику местности при организации работы на экологической тропе мы используем разнообразные формы и методы:
- экологические беседы;
- экологические экскурсии;
- занятия-опыты, занятия-наблюдения, лаборатория юного эколога;
- составление экологических карт, ведение фенологических календарей природы;
- уроки доброты, ведение «Панорамы добрых дел»;
- уроки мышления;
- экологические кружки;
- экологические конкурсы, КВН, викторина, «Поле чудес»;
- экологические акции;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- трудовой десант;
- зелёный патруль;
- клуб исследователей природы;
- коллекционирование;
- экологические выставки и экспозиции;
- экологические музеи;
- день (неделя) экологического творчества;
- экологические праздники и фестивали;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
- экологические сказки;
- инсценировки, театрализации и т. д.
Цели занятий на экологической тропе:
- сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи между объектами и явлениями живой природы;
- найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы;
- развивать интерес к природе, обращать внимание на красоту природных объектов, их значимость для других, формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.
При разработке маршрута экологической тропы мы старались грамотно использовать каждый участок территории детского сада. Эта территория обеспечивает следующие функции:
- оздоровительную;
- рекреационную;
- учебно-просветительскую.
Во время путешествия по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве, делают зарисовки и мини-скульптуры объектов. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – воспитывается чувство прекрасного, любовь к природе, желание беречь её и сохранять! После похода по тропе дети делают зарисовки наиболее понравившихся моментов.
Алгоритм исследования объектов природы
- Посмотреть;
- Потрогать, погладить;
- Понюхать;
- Послушать;
- Попробовать на вкус;
- Рассказать, выразить свои чувства, эмоции.