Вторник, 19.03.2024, 08:47

МБДОУ "Детский сад №32" г.Заволжье

Меню сайта
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

2015 экологическая тропа

Экологическое развитие

В наше время сложно переоценить важность и необходимость экологического воспитания. Для каждого ребенка, начиная с самого юного возраста, важно общение с природой. Экологическое воспитание помогает развивать в малыше наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Начинаем мы это воспитание с самого раннего возраста – с детского сада. Воспитываем в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый выход на улицу для ребенка оборачивается увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать! Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы.

Мы осуществляем эту задачу через создание развивающей среды экологического направления, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними. Одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды в нашем детском саду является экологическая тропа – специально разработанный и оборудованный маршрут в природу. Наша экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Экологическое развитие строится по схеме:

- природа – человеку (материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);

- человек – природе (положительная и отрицательная деятельность человека в природе)

- правила охраны природы; личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.

Экологическая тропа в нашем детском саду функционирует  уже более 9 лет, работа на ней проводится  как летом, так и зимой. В связи с этим разработаны различные маршруты, для зимнего периода и для летнего. Утром дети получают письмо от «хозяина» тропы – Зайки-всезнайки с маршрутом экологической тропы и объектом, к которому они сегодня следуют. В группе проводится предварительная работа (беседа, рассматривание и т.д), затем дети отправляются по маршруту.

Постоянно  на нашей экологической тропе происходят некоторые изменения: добавляются станции, мероприятия, оборудование постепенно меняется на стационарное, разрабатывается дидактический материал, методические разработки для воспитателей (с учётом времени года, возраста и развития детей) и т.д  В этом году для каждой станции взрослыми и детьми придуманы герои-помощники Зайки-всезнайки, которые предлагают детям задания: отыскать растение по описанию или по загадке, угадать, где находится какой-то объект и исследовать его, сочинить сказку, нарисовать "портрет" животного, слепить «друзей» для Миши и за выполнение благодарят их угощением, сувениром или атрибутом для новой игры. Все творческие идеи и находки педагогов находят своё место и применение в оформлении и обогащении экологической тропы.

Учитывая особенности возраста, специфику местности при организации работы на экологической тропе мы используем разнообразные формы и методы:

  • экологические беседы;
  • экологические экскурсии;
  • занятия-опыты, занятия-наблюдения, лаборатория юного эколога;
  • составление экологических карт, ведение фенологических календарей природы;
  • уроки доброты, ведение «Панорамы добрых дел»;
  • уроки мышления;
  • экологические кружки;
  • экологические конкурсы, КВН, викторина, «Поле чудес»;
  • экологические акции;
  • обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • трудовой десант;
  • зелёный патруль;
  • клуб исследователей природы;
  • коллекционирование;
  • экологические выставки и экспозиции;
  • экологические музеи;
  • день (неделя) экологического творчества;
  • экологические праздники и фестивали;
  • экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
  • экологические сказки;
  • инсценировки, театрализации и т. д.

Цели занятий на экологической тропе:

  • сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи между объектами и явлениями живой природы;
  • найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы;
  • развивать интерес к природе, обращать внимание на красоту природных объектов, их значимость для других, формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

При разработке маршрута экологической тропы мы старались грамотно использовать каждый участок территории детского сада. Эта территория обеспечивает следующие функции:

  •  оздоровительную;
  •  рекреационную;
  •  учебно-просветительскую.

Во время путешествия по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве, делают зарисовки и мини-скульптуры объектов. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – воспитывается чувство прекрасного, любовь к природе, желание беречь её и сохранять! После похода по тропе  дети делают зарисовки наиболее понравившихся моментов.

Алгоритм исследования объектов природы

  1. Посмотреть;
  2. Потрогать, погладить;
  3. Понюхать;
  4. Послушать;
  5. Попробовать на вкус;
  6. Рассказать, выразить свои чувства, эмоции.