В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребенка (от рождения до 18 лет), понимаются любые действия или бездействия по отношению к ребенку, допускаемое родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, представителями органов правопорядка, которое нарушает физическое или психическое благополучие ребенка, ставя под угрозу состояние его здоровья или развития, или создаются условия, мешающие его оптимальному развитию, ущемляются его права и свобода.
Выделяют 4 основные формы жестокого обращения с детьми:
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм, в результате чего у ребенка возникает нарушение физического или психического здоровья и развития.
Психическое (эмоциональное) насилие — это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.
Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети неспособны добиться успехов в учебе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи.
Сексуальное насилие - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми, с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Пренебрежение основными потребностями ребенка (заброшенность, беспризорность) - это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
Существуют нормативные основы защиты прав детства. К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:
– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов:
- Семейный Кодекс РФ;
- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Закон «Об образовании»;
- Уголовный кодекс предусматривает ответственность:
за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).
Если Вы стали очевидцами жестокого обращения с ребенком – не молчите!!!
В нашем детском саду прошло инструктивно-методическое совещание с педагогами по вопросам организации профилактической работы с семьями воспитанников с целью преупреждения жестокого обращения с детьми.
Обращено внимание на недопущение возможности причинения вреда здровью, физическому, психическому, нравственному развитию детей в ДОУ и в семьях, на немедленное реагирование на факты обнаружения признаков насилия.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1999года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершненнолетних», решено:
- обеспечить соблюдение прав и законных интересов несовершненнолетних,
- осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации,
- выявлять несовершненнолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.
Принято решение активизировать профилактическую работу с родителями по фактам ненадлежащего исполнения ими родительских обязанностей, длительного отсутствия воспитанников в ДОУ, в том числе по социальным причинам и несвоевременной оплаты за содержание ребёнка в детском саду.
План мероприятий по работе с социально – неблагополучными семьями
МБДОУ «Детский сад №32»
№
|
Мероприятия
|
Сроки
|
1
|
Выявление семей с социально опасным положением
|
Сентябрь
|
2
|
Изучение причин неблагополучия семьи
|
По мере выявления
|
3
|
Посещение на дому с целью изучения условий жизни и воспитания ребенка в семье.
|
По мере необходимости
|
4
|
Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей»
|
В течение года
|
5
|
Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей
|
Сентябрь
|
6
|
Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, логотренинги, игровые тренинги) с целью профилактики неблагополучия в семье
|
В течение года
|
7
|
Консультации для родителей:
« Роль семьи в воспитании навыков дисциплинарного поведения»
«Ответственность родителей за воспитание своих детей» /извлечение из «Конвенции о правах ребенка»/
«Воспитываем добротой»
Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и обучения
|
Октябрь
Февраль
Апрель
В течение года
|
8
|
Работа с детьми:
Исследование психологии детей:
- наблюдение за бытовой, игровой деятельностью детей и за взаимоотношениями в коллективе со сверстниками;
- изучение самооценки детей в разных видах деятельности;
- изучение мыслительных операций.
Беседа с детьми: «Научитесь обращаться за помощью»
Участие детей в кружковой работе.
Диагностика детских рисунков «Я и моя семья».
|
В течение учебного года
|
|